МЭЦ и «сверхсознание»
МЭЦ отражает всю поступающую информацию в сознание, подсознание и «сверхсознание».
Как известно, большое внимание понятию «сверхсознание» уделял выдающийся ученый физиолог, академик РАН П. В. Симонов.
Отталкиваясь от работ К. С. Станиславского, он глубоко исследовал роль сверхсознательного в сфере искусства.
Одновременно с ним эту тему разрабатывал известный психолог М. Г. Ярошевский,
который рассматривал категорию сверхсознания в сфере научного творчества.
Сверхсознание П. В. Симонов интерпретирует как механизм творческой интуиции,
связанный с получением принципиально новой информации, не бывшей ранее, и оригинального продукта.
По мнению ученого, сверхсознание (творческая интуиция) —
это первоисточник всякого прогресса в развитии человеческой цивилизации,
в завоеваниях науки, в откровениях искусства, в совершенствовании этических норм.
Если роль подсознания — в освобождении мышления от излишней работы и психологических перегрузок,
то роль сверхсознания — расширение продуктивной сферы сознания: формирование новых знаний.
В своей книге «Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993) характеризует человека-творца.
Эмоции, по Симонову являются языком сверхсознания, реализующего творческий процесс.
С точки зрения автора, творчество в его наивысшем проявлении (талантливость, гениальность)
характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности и способностью достигать
специфическое психическое состояния, выражающегося в виде озарения, и является продуктом сверхсознания.
Сверхсознание (интуиция, вдохновение) вносят новое в человеческие знания, в практику, в представления, в сознание.
Поэтому вносимое им, как пишет В. И. Вернадский, «не может содержаться в прошлом опыте,
не может быть существующим понятием, имеющим название».
Со слов П. М. Ершова, внося новое, вполне конкретное в отвлеченные понятия и их обозначения,
сверхсознание совершенствует саму диалектическую логику.
Сверхсознанием развивается сознание и осуществляется творческая работа мышления в познании,
включающая в себя бессознательные психические процессы.
Академик П. В. Симонов указал, что игнорирование «бессознательного» есть причина
регресса созидающих возможностей человека: «Новое (идея, открытие, изобретение, этическая норма и т. д.)
первоначально возникает не в абстрактном межличностном и надличностном пространстве,
а в мозге конкретного человека, первооткрывателя, творца.
Непредсказуемость открытия, его защищенность от вмешательства сознания и воли представляют необходимое условие развития.
Полная рациональность (формализуемость) и произвольность первоначальных этапов
творчества сделали бы творчество невозможным, и означали бы конец развития цивилизации».
-------------------------------
Если красота (правильный путь) и смешное (ложный, устаревший путь)
сообщают о своем присутствии положительными эмоциями,
то третий язык сверхсознания – голос совести – имеет преимущественно негативную эмоциональную окраску.
Стремясь к красоте и насмехаясь над ложным, сверхсознание как бы лишено нравственных критериев своей деятельности.
Охранительную функцию, обеспечивающую человечность творческой деятельности мозга несут социальные нормы,
переставшие осознаваться и перешедшие в сферу подсознания.
По Фейербаху «Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой».
Но этих «других» много , и предъявляемые ими требования могут быть очень разными.
Возникает релятивизм совести.
По Симонову «По-видимому, сохраняться сколько-нибудь длительное время может то сообщество,
где мотивация эгоизма и альтруизма (в самом широком смысле этих понятий) сбалансированы в определенном,
оптимальном для данной общности отношении.
Группы, члены которых лишены психофизиологических механизмов со-чувствия,
со-страдания и со-действия (взаимопомощи) обречены на исчезновение.
(Очевидно, это высказывание П. В. Симонова - большого ученого,
который недавно ушел от нас, можно понимать как завет и предостережение нам, оставшимся).
Не случайно, что филогенетические предпосылки взаимопомощи и способности реагировать
на эмоциональное состояние других особей своего вида обнаруживается на дочеловеческих этапах эволюции.
Преобразованные интеллектом и обогащенные культурой, они предстают взору современного исследователя
в виде обобщенного понятия о Добре».
-----------------------------------
Опираясь на выше изложенное, можно сказать, что представления Станиславского о сверхсознании оказались небеспочвенны.
Его новаторские идеи явились мощным толчком для творческой мысли ученых и
положили начало единению сил науки и искусства в познании «наиболее возвышенной,
важной и красивой жизни человека — «жизни человеческого духа», превращающего обычного человека в человека-творца.
http://www.artershov.ru/science/superconscious/-----------------------------------------------------------------
«Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993).
https://studfile.net/preview/7092550/